Минпромторг предлагает
правительству принципиально новую схему утилизации автохлама.
Теперь
государство отказывается от выплаты премий за сдачу старых машин и
возлагает ответственность за утилизацию на производителя. Если новая
схема утилизации будет утверждена, то производители могут переложить
дополнительные издержки на покупателей. Эксперты предсказывают возможный
рост цен на автомобили от 100 долл. и выше. Возможно также введение
нового сбора для импортируемых машин.
Директор департамента
автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения
Минпромторга Алексей Рахманов, ссылаясь на опыт развитых стран,
прогнозирует ускорение темпов обновления отечественного автопарка до 8% в
год.
Однако независимые эксперты не разделяют оптимизма
чиновника. В отличие от Евросоюза, который за образец для подражания
берет Минпромторг, в нашей стране отсутствует полноценная система
утилизации отслуживших свой срок машин. В ЕС – это целая индустрия,
которая создавалась около 30 лет. Сравнение явно не в пользу России.
Однако Рахманова это обстоятельство не смущает. «Мы берем за основу и
учитываем европейский опыт, при котором в переходный период за
утилизацию платил последний владелец, а потом это была обязанность
автопроизводителя. Я не исключаю, что в таком же формате будет работать
наша схема», – говорит чиновник. По мнению Рахманова, новая программа
утилизации автомобилей может начать работать уже с будущего года. В
отличие от антикризисной программы льготной утилизации старых
автомобилей, на которую из бюджета было выделено в общей сложности 21
млрд. руб., в новой схеме Минпромторг намерен обойтись без
государственного софинансирования. «Мы говорим о том, что у нас должна
работать система, при которой будет обеспечено негосударственное
финансирование утилизации, а также технологическое обеспечение и
определенные меры по стимулированию», – поясняет Рахманов. По его
словам, в России достаточно мощностей для масштабной утилизации старых
автомобилей. Проблема в том, что эти мощности размещены неравномерно.
Исполнительный
директор Объединения автопроизводителей России Игорь Коровкин
подтверждает – большинство таких заводов сосредоточено в европейской
части страны. По его оценке, затраты на утилизацию одного старого
автомобиля в среднем составляют около 3 тыс. руб. Однако несовершенная
логистика может существенно увеличить стоимость услуги. Ведь
превращенную в металлолом машину из сибирских регионов придется везти на
переплавку за сотни, если не за тысячи километров.
Но география –
не единственное препятствие для рентабельной утилизации. В стране
эксплуатируются миллионы машин, производители которых уже давно канули в
Лету. В России сегодня более 10 млн. машин, которые эксплуатируются
свыше 10 лет. До 70% из них – продукт отечественного автопрома.
«Непонятно, кто должен оплачивать их утилизацию, – рассуждает Коровкин. –
К тому же некоторых автозаводов, к примеру, АЗЛК, уже не существует в
природе.…
|