Самые распространенные способы обмана, к которым прибегают автосалоны.
Отсутствие ПТС
Даже
серьезные, на первый взгляд, автосалоны могут доставить покупателю
серьезные неприятности. Проблемы с механикой, электрикой и внешним видом
– как правило, следствие заводского брака, и продавец лишь косвенно
виноват в этих проблемах. А вот проблемы с документами на машину –
прямое следствие нечистоплотности магазина. В последнее время участились
случаи продажи машин без паспорта транспортного средства (ПТС). Вернее,
салон машину продает машину сейчас, а за ПТС просит заехать через
месяц-два-три… год и т.д., объясняя это тем, что документ задержался на
заводе или таможне. Знайте: вам лгут. Дело в том, что предоплаченные
салоном машины приходят с ПТС, а приобретенные в рассрочку приходят без
него, так как ПТС находится в залоге у дилера, предоставившего салону
рассрочку, и будет находиться до тех пор, пока салон не погасит свой
долг.
В результате вы не можете поставить на учет машину или
хотя бы получить транзитные номера, как следствие отсутствие страховки
(ОСАГО), а самое главное - не имеет возможности использовать автомобиль
по его прямому назначению, так как первый же попавшийся ГИБДДшник с
удовольствием выпишет вам два протокола по ч. 1 ст. 12.1. и ч. 1 ст. 12.3 КоАП РФ
и отправит вашу обновку на спецстоянку (штрафстоянку). За время
пребывания машины на спецстоянке стоимость ее хранения, - в зависимости
от того как быстро вам отдадут ПТС, - может быть сопоставима со
стоимостью самой машины. Так что делайте соответствующие выводы, стоит
ли покупать машину с отсутствующим ПТС.
Авто с дефектами
Допустим,
в салон поступила машина, у которой был выявлен скрытый дефект. Ну не
гнать же из-за этого машину обратно на завод дилеру или тратиться на
ремонт! Намного проще продать эту машину несведущему в таких делах
покупателю. Менеджеры по продажам в салонах не хуже специалистов
разбираются в психологии покупателя и если видят, что клиент – «лопух»,
то товар с «сюрпризом» постараются всучить именно ему, - а там, глядишь,
когда подвох вскроется, клиент не станет поднимать шум, и сделает
ремонт за свои деньги. Если роль «лопуха» вам не нравится, то не
стесняйтесь предъявлять претензии салону. Напомним, что в соответствии
со ст. 18 Закона «О защите прав потребителей»
при обнаружении недостатков в технически сложном товаре (к которому
также относятся и автомобили), вы вправе потребовать либо расторжения
договора купли-продажи с возвратом уплаченной суммы, либо замены на
аналогичную модель, если этот недостаток выявился в течение 15 дней с
момента передачи вам товара. Причем, речь не идет о
существенных недостатках – неустранимых, сложных в устранении или
повторяющихся. То есть, даже если у вас отвалится зеркало заднего вида в
пределах этого срока, то вы вправе расторгнуть договор.
За
пределами этого срока вы можете потребовать расторжения договора или
замены на другой товар в случае обнаружения существенного недостатка,
затянувшегося ремонта, неоднократного устранения недостатков, в
результате чего нельзя было пользоваться машиной 30 дней и более в
течение каждого года гарантийного срока. Во всех остальных случаях
продавец обязан безвозмездно устранить недостатки в пределах
гарантийного срока.
Авто с историей
Как
из бабушки сделать девушку? Очень просто, надо сводить ее к
пластическому хирургу и выдать ей новый паспорт. Примерно то же самое
происходит и с подержанными автомобилями, которые салон продает как
новые. Для этого приобретаются подержанные, но вполне приличные на вид
машины, тщательно отмываются, при необходимости производится
косметический ремонт. Старый ПТС «теряется», а взамен получается новый с
пометкой «дубликат», в котором первым и единственным собственником
естественно указан автосалон. Возможные вопросы о том, почему дубликат,
снимаются отговорками о его утере нерадивым сотрудником или краже
злоумышленниками. Что можно посоветовать в этом случае?
Во-первых, лучше сразу отказаться от покупки такой машины. Во-вторых,
если уж не терпится приобрести именно эту машину, то для подстраховки
ищите знакомых со связями в регистрационных отделах ГИБДД, через которых
можно «пробить» настоящую судьбу машины.
Четыре договора
Схема
обмана построена на наглости продавца и юридической неграмотности
покупателя, а также его невнимательности. Кстати, вот реальный случай. В
салоне вам предлагают подписать 4 экземпляра договора купли-продажи,
при этом на руки ничего не выдается, мотивируя это тем, что документы
будут выданы вместе с автомобилем. После оплаты в кассу стоимости машины
вы ждете, когда вам ее наконец-то выдадут. По прошествии некоторого
времени, когда терпение у вас заканчивается, и вы начинаете
интересоваться тем, где ваша машина, вам сообщают, что когда оплатите
всю сумму, тогда и получите. Вы справедливо начинается возмущаться и
трясти кассовым чеком, в ответ на что перед вами начинают трясти
договором, с виду таким же, но «слегка» измененными условиями,
касающимися цены, порядка расчетов и вашей ответственности за отказ от
выполнения условий договора. Подписи ваши? Ваши! Или платите всю сумму,
или забирайте уже предоплату за минусом неустойки. В любом случае, салон
получает деньги из воздуха. Чтобы не попасть в такую глупую ситуацию
помните, что: - Количество
экземпляров всегда должно соответствовать количеству сторон. Варианты
оснований для подписания дополнительных экземпляров: это для ГИБДД, для
архива и т.д. – неприемлемы, так как заведомо ложны. Если сделку
заключает только один продавец и один покупатель, то в природе должно
существовать только два экземпляра договора, с «живыми» подписями обеих
сторон.
- Всегда требуйте свой экземпляр договора. Не стесняйтесь возвращать продавцу только один экземпляр – его.
- Крайне
желательно заранее ознакомиться с содержанием договора. Если вам в этом
отказывают под любыми предлогами, то лучше поискать другой салон.
- Если с вас «содрали» неустойку, то стоит обратиться в суд с требованием о ее возврате.
- Перед
оформлением договора не забудьте выяснить у продавца, окончательная ли
стоимость машины была вам объявлена, дабы потом не начали «вылезать» НДС
и прочие «сборы» с «госпошлинами» и «чаевыми».
Разные комплектации
В
советские времена среди торговцев джинсой встречались такие фокусники,
которые показывали покупателю совершенно нормальные джинсы, упаковывали
их и передавали товар жертве, которая потом придя домой, обнаруживала в
упаковке только одну штанину от заветной мечты. Ловкость рук, одним
словом. С автомобилями может произойти примерно та же история. Вам
демонстрируется товар в одной комплектации, а на выходе вы получаете с
виду тот же автомобиль, но в нем уже проведена замена некоторых
комплектующих на более дешевые, о чем узнаете не сразу. Более того,
очень часто в договорах купли-продажи не указывается комплектация
автомобиля с указанием конкретных данных той или иной опции. Формально
количественная составляющая комплектации продавцом соблюдена, а вот
качественную соблюдать необязательно – не предусмотрено договором.
Отсюда следует вывод: требуйте подробное описание комплектации автомобиля либо в договоре, либо в отдельном приложении к нему, которое должно быть подписано обеими сторонами.
|