Сегодня водителей, которые зимой ставят своего четырёхколёсного друга
«на прикол» почти не осталось — все ездят каждый день и при любой
погоде. И, если летом прокатиться по сухому асфальту — одно
удовольствие, то зимой сложностей значительно прибавляется. Именно зима
требует от водителей большего внимания, мастерства и хотя бы минимальных
знаний, необходимых, для спасения своей, а часто и чужих жизней. Зима
встречает нас скользкой дорогой, сугробами, снегопадами и туманами,
и к этим трудностям следует подготовиться заранее.
Сначала позаботьтесь об автомобиле. На это уйдёт максимум дня два.
«Переобуйте» машину в зимние покрышки. Снизьте давление в шинах. Если
есть возможность, проверьте равномерность действия тормозов.
Удостоверьтесь, соответствует ли моторное масло ожидаемым погодным
условиям. Для морозов лучше применять «синтетику», как наименее вязкую.
Смените жидкость в омывателе стекла, разведя его в нужной концентрации.
Проверьте, годен ли антифриз. Он не должен быть ни бесцветным, ни бурого
цвета, а прозрачным, ярко-голубым, ярко-розовым или ярко-зелёным. Фары
и задние фонари должны быть в идеальном состоянии. Положите в машину
резиновые коврики с бортиками — защиту от сырости и солёного снега.
Отрегулируйте подголовники сидений. Зимой машину лучше не ставить на
ручник — примёрзнет, и не мыть. Если замёрзнут замки, не помогут никакие
аэрозоли, и тогда придётся искать фен. Проверьте, на месте ли
буксировочный трос и аварийный знак.
Итак, машина в порядке. Осталось только немного прогреть её перед
поездкой, и пора приниматься за личный настрой. По статистике,
большинство аварий происходит именно в первые дни зимы, как только
выпадает снег и на дорогах становится скользко. Настроиться на зимнее
вождение означает уяснить себе самое главное правило этого времени года:
ездить зимой нужно на 10-15 км/час медленнее, чем летом, причём все
движения водителя должны быть плавными, без рывков. Дистанция до впереди
идущей машины — в 2 раза длиннее, чем обычно.
Основные неприятности, подстерегающие водителя зимой — занос на
скользкой дороге и пробуксовка в глубоком снегу — следует заранее
предвидеть и уметь быть к ним готовым. Это значит, глядя на дорогу,
видеть опасные участки: островки снега, перемежающиеся с асфальтом,
солнечные и тенистые площадки, колею, из которой придётся выезжать
и места, по которым лучше не ездить. Тем, кому зимой приходится целый
день проводить на колёсах, специалисты настоятельно рекомендуют пройти
специальные курсы по зимнему вождению. Как говорят сами инструктора,
в процессе обучения курсанты, преодолевая около двухсот заносов, доводят
свои движения до автоматизма, и в дальнейшем вполне уверенно чувствуют
себя скользкой дороге. Таких курсов в России сейчас предостаточно,
правда, находятся они, в основном, в крупных городах. Ну а жителям
«глубинки» придётся учиться на собственном опыте, придерживаясь
некоторых теоретических правил.
Правило выезда из глубокого снега. Самое главное — не газовать.
Быстро крутящееся колесо разогревает снег. Выезд из сугроба
осуществляйте только так называемым раскачиванием машины вперёд-назад,
плавно работая педалью газа и сцепления. Разгребите снег на пути
движения колёс и положите на эти места коврики из салона. Потом не
забудьте их забрать.
Правило выезда из колеи. Опасен сам момент выезда, потому что он
требует добавить скорости. Именно в этот момент есть риск блокирования
колёс и ухода машины в занос. Поэтому перед самым выездом из колеи,
особенно в условиях плохой видимости (снегопад, туман), немного снизьте
скорость, а при выезде из колеи будьте готовы к действиям при заносе.
Правило спуска с горки. Зимой при спуске с горки ни в коем случае не
ездите на нейтральной скорости, «накатом». Лучше перейдите на более
низкую передачу для большего сцепления с дорогой. Перед окончанием
спуска применяйте прерывистое торможение — частое и кратковременное
нажатие на педаль тормоза.
Правило подъёма в горку. Подъём в горку требует небольшого разгона
внизу. Иначе в определённой точке колёсам не хватит сцепления, и машина
забуксует. Если и разгон не помогает, в горку на переднеприводной машине
можно заехать задним ходом.
Правила действия при заносе. При заносе самое главное — не делать
резких движений и ни в коем случае не тормозить. Крутите руль в сторону
заноса и смотрите в то место, где хотите оказаться в результате своих
действий. Если Вы на переднеприводной машине — дайте немного газа, если
на заднеприводной — часто и ритмично нажимайте и отпускайте педаль
тормоза. Если почувствовали, что занос уменьшился, сразу выравнивайте
руль. Будьте готовы бороться до конца: часто выезд из одного заноса
сопровождается въездом в другой. Главное — не паниковать, а хладнокровно
действовать по правилам.
Правило троганья с места. На скользкой дороге трогайтесь максимально плавно и на второй передаче.
Важно не только знать, но и уметь. Постарайтесь изучить эти правила
на практике, то есть потренироваться на безлюдной площадке или
заброшенном стадионе. Измерьте длину своего тормозного пути, чтобы
в дальнейшем правильно рассчитывать дистанцию до соседнего автомобиля
или ближайшего перекрёстка.
И напоследок: не забывайте соблюдать правила, обязательно
пристёгивайтесь ремнями безопасности и не ездите по незнакомым дорогам.