Давайте первоначально разберемся, что такое АКПП? Аббревиатура АКПП
расшифровывается как «автоматическая коробка переключения передач» или,
термин знакомый всем — «автомат». АКПП можно охарактеризовать как один
из видов автомобильных коробок передач, позволяющий в автоматизированном
режиме производить выбор передачи, соответствующей условиям движения.
Бегло просматривая рекламные объявления о продаже автомобиля, можно
отметить, что цены на автомобили с АКПП на порядок выше, чем на
автомобили с МКПП (механической коробкой переключения передач), что
связано с дороговизной установки автоматической коробки передач.
Покупая автомобиль с АКПП, в первую очередь, следует обратить
внимание на работоспособность данного «агрегата», так как, упустив этот
момент, в будущем у вас могут возникнуть проблемы, стоимость решения
которых может «влететь вам в копеечку».
Оценить работоспособность возможно по нескольким признакам, и для
этого вам не понадобятся ни специальное оборудование, ни технические
знания автомастера.
Во-первых, проведем визуальный осмотр, отмечая наличие масляных
подтеков, а также оценим состояние электрических разъемов. Ну и,
естественно, не должно быть механических повреждений кузова автомобиля,
особенно в районе днища.
Во-вторых, перед тем как завести автомобиль, следует проверить
уровень жидкости в АКПП. Для этого воспользуемся специальным щупом,
который позволяет определить уровень жидкости. С целью определения
оптимального уровня жидкости в АКПП, на щуп нанесены специальные метки,
позволяющие определить минимальный и максимальный уровень. Проводить
проверку уровня жидкости следует, установив автомобиль на горизонтальной
поверхности, в P — положении рычага коробки передач. Состояние жидкости
при непрогретом двигателе покажет минимальный, нижний штрих на щупе, а
вот для определения максимального уровня жидкости необходимо прогреть
двигатель, неплохо было бы «прогнать» автомобиль около 20 км.
Если уровень жидкости не соответствует нормальному положению, то
это может говорить о возможной протечке, а появление пены на
поверхности — как о повышенном, так и о заниженном уровне, что в
результате может привести вас в автотехцентр для последующего ремонта, и
уже за ваш счет.
Не стесняйтесь проверить жидкость в АКПП на наличие запаха или
изменение оттенка. В первом случае достаточно принюхаться — посторонних
запахов не должно быть. Во втором случае, запаситесь листком бумаги и,
достав щуп, капнете жидкостью на лист белой бумаги, проверьте — жидкость
не должна быть коричневого цвета, иначе придется ее заменить.
В-третьих, если видимых неполадок нет, то необходимо проверить
срабатывание механизмов режимов передачи АКПП. Напомним, что рычаг АКПП
фиксируется в нескольких положениях: нейтраль (N), паркинг (P), драйв
(D) и задний ход ®. Теперь проведем небольшое тестирование: заводим
двигатель, выжимаем педаль тормоза и, манипулируя рычагом автоматической
коробки переключения передач, переключаем АКПП в разные положения,
каждое движение должно происходить плавно, без рывков и сопровождаться
характерным толчком. Если вы заметили, что включение следующего режима
КПП происходит с опозданием на несколько секунд или ощущаются сильные
толчки при каждой смене рычага, это должно вас натолкнуть на мысль о
неисправности АКПП.
Теперь пришло время завести двигатель и проверить работу
автоматической коробки переключения передач (АКПП) в действии, точнее в
движении. Начиная движение, паркуясь или двигаясь задних ходом, обратите
внимание на то, как себя ведет АКПП, как срабатывают ваши команды при
переключении передачи рычагом АКПП, чувствуете ли вы вибрацию, возможно,
вы заметили, что появился посторонний шум или при переключении рычага
селектора АКПП вы почувствовали нехарактерные удары, всего этого не
должно быть при нормальной работе АКПП. Также стоит проверить, не
сопровождается ли при плавном нажатии на педаль газа и переключении
передачи, повышение оборотов двигателя. Если вы отметили наличие данной
особенности, то, скорей всего, вам придется посетить станцию
технического обслуживания и, соответственно, оплатить их услуги.
Для более продвинутых автолюбителей в проверке работоспособности
АКПП сможет помочь бортовой компьютер, который фиксирует все
неисправности в электронном журнале. Главное, запомните, что при
обнаружении неисправности в работе АКПП, высветятся соответствующие
сообщения, например, Getriebeprogramm, Gearbox Malfunction, Check
Engine. Дублирующие сообщения о неполадке отмечаются миганиями лампочки,
например, check trans, hold или od off. А вот разобраться в значениях
всей этой технической аббревиатуры вам помогут на станции технического
обслуживания.
Таким образом, выбирая для себя поддержанный автомобиль с
автоматической коробкой переключения передач, обратите внимание на
техническое состояние данного дорогостоящего агрегата, то есть АКПП.
Внимательный осмотр автомобиля для выявления неисправностей до
совершения сделки продажи/покупки поможет сэкономить ваши денежные
сбережения сейчас и в будущем, ведь нередко стоимость ремонта автомобиля
с АКПП может достигнуть размеров стоимости самого автомобиля.