Ассоциация европейских
производителей автомобилей (Association des Constracteuis Europeen des
Automobiles) - сокращенно АСЕА с 1 января 1996 года ввела свою
классификацию моторных масел, которая пришла на смену классификации ССМС
и отличается более жесткими требованиями к эксплуатационным качествам моторных масел.
По сравнению с американскими двигателями
конструкция европейских отличается большими рабочими объемами, большими
оборотами, большей мощностью, меньшей массой, более тяжелыми городскими
режимами эксплуатации.
Европейские стандарты АСЕА более строги к свойствам моторного масла, чем
американские. В связи с этими в Европе все испытания моторных масел
происходят на европейских двигателях по своим собственным методикам, но
тем не менее, используются некоторые американские физико-химические и
моторные методы испытания по SAE, API, и ASTM. Дополнительно проверяются
стойкость загущенных масел к механической деструкции, совместимость
масел с эластомерами, сульфатную зольность, которая должна быть не более
1,5% у масел категории А, не более 1,8% у масел категорий В и не более
2,0% у масел категорий Е. Как следствие, у многих европейских классов
АСЕА нет соответствия с классами API.
Классификация АСЕА делит моторные масла на три категории:
А - для бензиновых двигателей легковых автомобилей.
В - для дизельных двигателей малой мощности, предназначенных для легковых и грузовых автомобилей малой грузоподъемности.
Е - для мощных дизельных двигателей, предназначенных для тяжелых
грузовых автомобилей, автобусов, тракторов. Чем больше цифра, стоящая
после буквенного обозначения, тем выше класс масла, выше его
эксплуатационные качества.
В связи с новыми требованиями к качеству моторного масла со стороны
производителей классификация постоянно дорабатывается, при этом изменяют
код года и тем определяется новый класс (например, А3-98 заменен на
А3-02).
Классификация моторных масел AСЕА 2002 года.
Класс AСЕА |
Область и условия применения |
Для бензиновых двигателей легковых автомобилей |
A1-02 |
Моторные масла с низкой вязкостью, обеспечивающие надежное
смазывание двигателя при высоких скоростях сдвига и повышенной
температуре, что обеспечивает заметную экономию топлива. Обладают
высокими противоизносными свойствами, хорошей термостабильностью,
минимальным образованием отложений. Применяется в двигателях, у которых
требования к маслам по вязкости при высокой скорости сдвига не превышает
3,5 мПа·с. |
A2-96 выпуск 3 |
Универсальные масла для умеренно форсированных двигателей с нормальным интервалом замены масла. |
A3-02 |
Универсальные масла для форсированных двигателей с увеличенным
интервалом замены. Масла всесезонные, с низкой вязкостью,
предназначенные для эксплуатации в тяжелых условиях. |
A4-XX |
Зарезервировано для перспективных двигателей. |
A5-02 |
Моторные масла для высокофорсированных двигателей с низкой
вязкостью, обеспечивающие надежное смазывание деталей при высоких
скоростях сдвига и повышенной температуре, что обеспечивает заметную
экономию топлива |
Для дизельных двигателей легковых автомобилей |
B1-02 |
Моторные масла с низкой вязкостью, обеспечивающие надежное
смазывание двигателя при высоких скоростях сдвига и повышенной
температуре, что обеспечивает заметную экономию топлива. Обладают
высокими противоизносными свойствами, хорошей термостабильностью,
минимальным образованием отложений. Применяется в двигателях, у которых
требования к маслам по вязкости при высокой скорости сдвига не превышает
3,5 мПа·с. |
B2-98 выпуск 2 |
Универсальные масла для умеренно форсированных двигателей с раздельной камерой сгорания и нормальным интервалом замены масла. |
B3-98 выпуск 2 |
Универсальные масла для форсированных двигателей с увеличенным
интервалом замены. Масла всесезонные с низкой вязкостью, предназначенные
для эксплуатации в тяжелых условиях. |
B4-02 |
Масла для форсированных двигателей с непосредственным впрыском
топлива, с увеличенным интервалом замены масла. Масла всесезонные с
низкой вязкостью, предназначенные для эксплуатации в тяжелых условиях,
стойки к разрушению. |
B5-02 |
Моторные масла с низкой вязкостью, обеспечивающие надежное
смазывание двигателя при высоких скоростях сдвига и повышенной
температуре, что обеспечивает заметную экономию топлива. Масла стойкие к
разрушению, с увеличенным интервалом замены. |
Для мощных дизельных двигателей тяжелых грузовых автомобилей |
E2-96 выпуск 4 |
Моторные масла для двигателей с турбонаддувом и без него,
работающих в средних и тяжелых условиях, с нормальным интервалом замены
масла. |
E3-96 выпуск 4 |
Моторные масла для двигателей, работающих в тяжелых условиях, с
увеличенным интервалом замены масла. Обладают стойкостью к старению и
разрушению, высокими моющими свойствами, обеспечивают меньший износ
двигателя. Соответствуют экологическим стандартам Евро I и Евро II по
выбросу вредных веществ. |
E4-99 выпуск 2 |
Моторные масла для высокофорсированных двигателей, работающих в
тяжелых условиях, с увеличенным интервалом замены масла. Обладают
стойкостью к старению и разрушению, высокими моющими свойствами,
обеспечивают меньший износ двигателя. Соответствуют экологическим
стандартам Евро I, Евро II и Евро III по выбросу вредных веществ.
Обладают улучшенными свойствами по сравнению с классом E3-96 выпуск 4. |
E5-02 |
Моторные масла для высокофорсированных двигателей, работающих в
тяжелых условиях, с увеличенным интервалом замены масла. Обладают
стойкостью к старению и разрушению, высокими моющими свойствами,
обеспечивают меньший износ двигателя и препятствуют образованию
отложений в турбокомпрессоре. Соответствуют экологическим стандартам
Евро I, Евро II и Евро III по выбросу вредных веществ. Обладает
улучшенными свойствами по сравнению с классом E3-96 выпуск 4. |
История развития классификации ACEA
Редакция классификации |
ACEA 1996 |
ACEA 1998 |
ACEA 1999 |
ACEA 2002 |
Бензиновые двигатели легковых автомобилей |
A1-96 |
A1-98 |
A1-98 |
A1-02 |
A2-96 |
A2-96 вып. 2 |
A2-96 вып. 2 |
A2-96 вып. 3 |
A3-96 |
A3-98 |
A3-98 |
A3-02 |
- |
- |
- |
Резерв |
- |
- |
- |
A5-02 |
Дизельные двигатели легковых автомобилей |
B1-96 |
B1-98 |
B1-98 |
B1-02 |
B2-96 |
B2-98 |
B2-98 |
B2-98 вып. 2 |
B3-96 |
B3-98 |
B3-98 |
B3-98 вып. 2 |
- |
B4-98 |
B4-98 |
B4-02 |
- |
- |
- |
B5-02 |
Дизельные двигатели грузовых автомобилей |
E1-96 |
E1-96 вып. 2 |
исключен |
исключен |
E2-96 |
E2-96 вып. 2 |
E2-96 вып. 3 |
E2-96 вып. 4 |
E3-96 |
E3-96 вып. 2 |
E3-96 вып. 3 |
E3-96 вып. 4 |
E4-99 |
E4-99 вып. 2 |
E5-99 |
E5-02 |
|